Пресс-центр



ДЛЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА



Логистические технологии снабжения в авиаиндустрии

В условиях современной экономики применение современных логистических методов требует не только совершенствования информационных технологий, но и существенных изменений в стратегии управления снабжением за счет применения модели цепей поставок.

Такой подход направлен на повышение конкурентоспособности и улучшение экономических результатов всех участников поставки запчастей и других ресурсов в авиаиндустрии.

Это предполагает формирование принципиально новых взглядов на роль инновационной стратегии и логистических инструментов межотраслевого взаимодействия предприятий как авиационной промышленности, так и авиакомпаний.

Анализу и поиску эффективных методов управления поставками и снабжением авиационно-технического имущества, был посвящен межотраслевой научно-практический семинар "Современные логистические методы управления снабжением в авиаиндустрии", прошедший 16-17 июня на территории ГосНИИ гражданской авиации.

Его организаторами выступили ГисНИИ ГА, подкомитет по стандартизации "Автоматическая идентификация в интегрированной логистике" и Совет по цепям поставок, при спонсорской поддержке ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и НПО "Сатурн".

Целью и задачами семинара была выработка конкретных предложений по обеспечению эффективности функционирования систем поставок авиационно-технического имущества и авиакомпонентов, а также рекомендаций по использованию логистических систем и цепей поставок в авиационной индустрии.

Участникам семинара - представителям поставщиков авиакомпании Аэрофлот и НПО "Сатурн", была предложена серия актуальных докладов и презентаций, с которыми выступили ведущие ученые и практики, занимающиеся проблемами разработки и внедрения логистических стандартов, информационных технологий и методов логистического аудита.

С докладами и презентацией по логистическим стратегиям управления снабжением и цепями поставок ресурсов на базе международных стандартов выступили председатель д.т.н. Миротин Л.Б. и д.э.н. Некрасов А.Г. Ими было подчеркнуто, что современные масштабы интеграции материальных и информационных ресурсов рассматриваются едва ли не главными факторами конкурентоспособности интегрированных цепочек поставок в ведущих авиакомпаниях мира и предприятиях - производителей авиакомпонентов. Существующие стратегии и методы, используемые в промышленности и воздушном транспорте РФ, пока еще на соответствуют широко применяемых в индустриально развитых странах логистическим подходам к управлению предприятиями, формированию интегрированных цепочек поставок. Цепочки поставок при решении задач снабжения в наукоемких отраслях промышленности и транспортной инфраструктуре должны охватывать в единый процесс такие виды деятельности, как информационный обмен, транспортировку, управление запасами, складским хозяйством, грузопереработку, упаковку. Вопросы взаимодействия между участниками были рассмотрены в контексте системно-инновационного управления ресурсами на принципах результативной кооперации, коммуникации и компетенции.

Новые методы для предприятий - поставщиков АТИ были предложены в презентациях руководителей компаний "Логистик Менеджмент" Андреем Хлусом и "ИнтегПрог" Павлом Степановым. Эти методы связаны с применением логистического аудита поставщиков на основе американской технологии LFA и интегрированной информационной системы "interLogistics", позволяющих повысить эффективность использования ресурсов, сократить время и затраты при транспортировке АТИ.

Большой интерес участников семинара вызвала информация о опыте работы департамента закупочной деятельности ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" по организации материально-технического снабжения (директор департамента В.Н. Свиридов), а также применение технологий автоматической идентификации - штрихкодов, на складах и коммерческих предприятиях смежных отраслей (заместитель коммерческого директора ГосНИИ авиационных систем В.М. Крупенников).

Ход обсуждения вопросов программы семинара показал, что речь должна идти о решительном переходе от корпоративных структур, построенных по функционально-иерархическому принципу, к преимущественно горизонтальному управлению процессами на основе интегрированной логистики.

Более десяти лет в ходе перехода к рыночным механизмам экономика России, включая авиаиндустрию, оказалась дезинтегрированной, зажатой отраслевыми "тисками".

Существующие методы направлены на распределение ресурсов и не учитывают в полной мере результаты функционирования всех элементов цепочки поставок, требования безопасности, которые стали едва ли не самыми главными. Для повышения эффективности использования бюджетных средств и создания адекватного рыночного механизма, необходим переход на современные методы логистического управления как на федеральном уровне, так и уровне предприятий различных форм собственности.

В индустриально развитых странах мира, прежде всего, США и странах Европейского Союза (например, Германии) складывается современная сетевая экономика. Большое количество компаний, иногда разбросанных по всему миру, взаимодействуют с поставщиками и потребителями в реальном времени с использованием электронных средств.

Способность обеспечить межотраслевое взаимодействие различных компаний, входящих в цепочку поставок, сконцентрировать их совместный ресурсный потенциал за короткий промежуток времени - это конкурентная стратегия по обеспечению долгосрочного успеха.

Поэтому крайне важным становится использование многоуровневой модели оценки эффективности цепей поставок и предприятий различных отраслей на базе международно признанных стандартов SCOR (Supply Chain Operation Reference), которые широко используются Советом по цепям поставок (США) для объединения представителей разных отраслей. Аналогичная общественная организация создается и в России.

Экономическая ситуация в России требует пересмотра принципов и инструментов, прежде всего, в управлении горизонтально ориентированными предприятиями. Применяемые управленческие системы большинства российских предприятий имеют ярко выраженную функциональную направленность: руководитель - заместитель руководителя - подразделение, обслуживающее функцию. Все это входит в противоречие с логистическими принципами и критериями.

Современные логистические принципы и методы способствуют появлению "расширенных" структур более высокого мета - уровня - союзов, коалиций, альянсов и других саморегулируемых структур. Расширенные возможности логистических цепочек и их новые качества направлены на получение более высокой и стабильной прибыли всеми участниками. Сочетание имеющихся ресурсов авиакомпаний с возможностями взаимодействия поставщиков направлено на повышение эффективности, "быстрое реагирование" на кризисные ситуации. Это способствует росту производительности, снижению времени выполнения заказов на поставку

Государственной поддержки требует создание условий по объединению предприятий промышленности и воздушного транспорта в интегрированные структуры - цепочки поставок, способные быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки АТИ, снижать издержки на эксплуатацию авиационной техники до 15-20%.

Новые подходы требуют серьезного переосмысления традиционных технологических, организационно-управленческих и экономических подходов, укоренившихся в деятельности авиапредприятий, имеющих ограниченную отраслевую направленность. Эра концентрации должна постепенно смениться эрой консолидации и логистического взаимодействия. Расширение спектра новых возможностей и логистических услуг, вторжение в другие области бизнеса и концентрация внимания на основной деятельности - таковы базовые выводы участников межотраслевого семинара.

Председатель подкомитета по стандартизации
ГОСТ Р/ТК 355/ ПК 6 д.э.н., профессор Некрасов А.Г.
Ученый секретарь ГосНИИ ГА, к.т.н.,
доцент Скрипниченко С.Ю.