Оценка эффективности логистических систем
В современной России воздействие экономики на логистические системы играет важную и все более возрастающую роль. 90-е годы стали десятилетием серьезных преобразований всех секторов национальной экономики и её инфраструктуры.
Главное звено рынка - предпринимательская фирма, базируется не только на достижениях менеджмента и маркетинга, но и логистики. В таблице 1. представлены основные этапы развития внешней функции фирмы.
Таблица 1.
|
По оценкам экспертов сегодня до 80 % предприятий попадают под формальные критерии банкротства. Однако, они обладают достаточным потенциалом для повышения эффективности работы, как минимум, на 20-30%. Об этом свидетельствуют итоги Всероссийской научно-практической конференции "Логистические технологии XXI века", прошедшей 18 февраля 2000 г. в Москве.
Управление логистическими системами базируется на методе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс бизнеса в целью предотвращения нерациональных потерь материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Большинство же фирм организовано по традиционному функциональному признаку, не приспособленных к извлечению дополнительного эффекта от логистики.
Рассматривая проблемы оценки эффективности логистических систем, будем исходить из условия, что она может быть представлена как организационно-управленческая система, направленная на достижение оптимального баланса между затратами (ресурсами) и уровнем качества обслуживания клиентов. Одновременно, логистическая система будет характеризоваться вероятностью выполнения логистических операций. Вероятность доставки необходимого товара в нужный срок и место должна быть достаточно высокой - в пределах 0,95.
Таким образом, схему любой ЛС можно представить в виде блок-схемы с обратной связью (рис. 1).
Повышение конкурентоспособности фирмы
С позиции определения эффективности ЛС ресурсы представляют собой вход системы, от величины и структуры которого зависят результаты («выход»). На вероятность результатов существенное влияние оказывает также качество и уровень функционирования бизнес-процессов.
Основные характеристики, обеспечиваемые ЛС:
- точность времени поставки,
- точность места поставки,
- точность номенклатуры и ассортимента поставляемой продукции,
- точность количественных показателей поставляемой продукции,
- точность качественных показателей поставляемой продукции,
- соответствие цены требованиям рынка.
=вероятность характеристик не ниже 0,95 =
Общий критерий эффективности ЛС может быть выражен формулой:
Элс = f( РПопт. - Пф Кф Рi) (i = 0…1)
где,
Элс - эффективность ЛС
РПопт. - оптимальный ресурсный потенциал
Пф - фактически произведенная продукция
Кф - фактический уровень качества
Рi - вероятность полученного i-го результата (от 0 до1)
Стремление обеспечить эффективное управление ЛС обычно вступает в противоречие со стремлением обеспечения надежности системы с целью минимизации общих затрат. Предлагаемый подход позволяет обеспечить системное взаимодействие связей фирмы с внешней средой - ресурсами - бизнес-процессами - результатами. ЛС способна адекватно реагировать на изменения рынка с одновременной оптимизацией структуры ресурсного потенциала в конкурентоспособный потенциал. Через этот механизм обеспечивается устойчивое и долговременное конкурентное развитие фирмы на основе принятия компромиссных решений.
Некрасов А.Г.
Консультант ООО "ИнтегПрог-Сервис"
Кандидат экономических наук