Интегрированная логистическая поддержка поставок ресурсов и запчастей (критерий безопасности CALS/ИПИ-технологии)
Интегрированная логистическая поддержка жизненного цикла изделий (ЖЦИ) является одной из базовых целей логистики. Такое движение материальных потоков связано с послепродажным и сервисным обслуживанием. В ряде случаев это касается возврата товаров в результате рекламации, движения транспортно-материального потока "вспять".
CALS (Continuous Acquisition and Lifecycle Support) - совокупность принципов и технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях, основанная на использовании единого информационного пространства, обеспечивающая взаимодействие всех участников этого цикла:
- заказчиков продукции
- поставщиков (производителей) эксплуатационных и ремонтных предприятий
- транспортных и складских предприятий.
В связи с возрастающими масштабами использования концепции CALS в промышленности России, появилась рускоязычная формулировка понятия CALS:
"Информационная поддержка процессов жизненного цикла изделий (ИПИ)"
Смысл концепции CALS/ИПИ и интегрированной логистики иллюстрирует следующая схема (Рис.1):
Рис.1 Структура "CALS-интегрированная логистика"
Согласно схеме, основу взаимодействия составляет интегрированная информационная логистическая среда. В ней реализуется главное правило: информация, однажды возникшая на каком-либо этапе ЖЦИ или элементе интегрированной цепочки поставок, сохраняется и становится доступной всем участникам в соответствии с имеющимися у них правами (уровнями) доступа к информации. Это позволяет избежать дублирования, перекодировки, несанкционированного изменения логистических данных, избежать ошибок и неточностей.
Инструментальные средства модели - информационные технологии, которые создают, преобразуют, хранят и обеспечивают взаимодействие различных элементов с помощью автоматизированных компьютерных программ, объединенных в блок "Инструментарий".
Особо следует выделить автоматизированные информационные системы планирования и управления ресурсами предприятий (MRP/ERP) и управления интегрированными цепочками поставок (SCM), позволяющих обеспечить сквозную оптимизацию материальных потоков и ресурсов. Встраивание в модель CALS/ИПИ интегрированной цепочки поставок увеличивает потенциал информационных ресурсов и интеграцию с элементами транспортной логистики. В результате образуется новая расширенная версия информационной системы, содержащая в себе синергетический эффект.
Приведем некоторые оценки эффективности применения CALC/ИПИ-технологий в промышленности США ( до данным НИЦ CALS-технологий "Прикладная логистика"):
- прямое сокращение затрат на проектирование - от 10% до 30%;
- сокращение времени вывода новых изделий и поставок на рынок - от25% до 75%;
- сокращение доли брака и объема конструктивных изменений - от 23% до 73%.
По другим источникам:
- сокращение затрат на подготовку технической документации - до 40%;
- сокращение затрат на разработку эксплуатационной документации - до 30%;
- сокращение времени разработки изделий - от 40% до 60%.
Таким образом, цель применения CALS/ИПИ - технологий в рамках интегрированной логистической поддержки - повышение эффективности всех участников цепочки за счет сокращения времени от разработки продукции до эксплуатации, снижение издержек и повышение уровня сервисного обслуживания, повышение качества и производительности транспортно-распределительных процессов.
Применение CALS/ИПИ становится возможным при выполнении следующих условий:
- наличие современной инфраструктуры электронной передачи данных;
- введение понятия "электронный документ" как объект деятельности по производству и поставке продукции;
- электронно-цифровая подпись и защита информации;
- реформирование (реинжиниринг) бизнес - процессов;
- создание системы национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами и рекомендациями.
Вместе с тем, до сих пор недостаточное внимание уделяется вопросам, связанным с логистическим обеспечением послепродажных стадий ЖЦИ. Эти стадии охватывают закупку, поставку и транспортировку изделий, ввод в действие и эксплуатацию, сервисное обслуживание и ремонт. В западной терминологии этот блок вопросов объединен понятием "интегрированнная логистическая поддержка" (ИЛП), который является важнейшей составной частью концепции CALS / ИПИ. На Рис. 2 показано функционирование элементов интегрированной логистической подержки предприятий авиационной промышленности и авиакомпаний в рамках CALS/ИПИ - технологий.
Рис.2 Логистическая интегрированная поддержка предприятий авиапромшленности и авиакомпаний.
Цели ИЛП:
- оказывать влияние на разработку / проектирование для обеспечения будущей оптимальной эксплуатации
- определение и уточнение ресурсов обеспечения ЖЦИ
- поставка необходимых ресурсов с минимальными затратами в течение всего срока службы продукции (техники)
В настоящее время мощный потенциал предприятий авиационной промышленности обеспечивает предпосылки для серьезного экономического роста в РФ на базе возникновения мультипликативного эффекта. Ведь в создании только одного самолета в кооперации участвует до 1500 предприятий машиностроения, приборостроения, радиоэлектроники и других смежных отраслей.
В последние годы происходит рост экспорта авиационной продукции, прежде всего вертолетов. На этом фоне происходит стабилизация сферы авиаперевозок - гражданской авиации. По прогнозным оценкам специалистов пассажирооборот на воздушном транспорте будет увеличиваться на 4-5 % в год. Для удержания позитивных тенденций необходимо обновление авиационного парка российских авиакомпаний. В российских авиакомпаниях в эксплуатации находится:
- свыше 6500 воздушных судов;
- 1550 магистральных и региональных пассажирских самолетов;
- 600 грузовых.
Через пять лет в эксплуатации останется 2/3 парка. Одновременно, обостряется проблема морального старения авиационной техники (АТ):
- по точности навигации;
- по шуму и экологии.
В этой связи, при решении задач эффективного функционирования экономики Российской Федерации особую актуальность приобретает применение логистических информационных технологий по координации межотраслевого взаимодействия. Дальнейшая специализация промышленности и сбыта продукции предполагает проникновение логистических функций из одной сферы экономику в другую в форме интегрированных цепочек поставок.
Предприятия, входящие в цепочку, участвуют на последующих стадиях в создании добавленной стоимости как в рамках отрасли, так и между предприятиями смежных отраслей. Например, участие в проектировании и создании авиационной техники естественным образом приводит предприятия авиационной промышленности к заинтересованному участию в ее эффективном применении в процессе перевозок, интеграции не только с авиакомпаниями и их инфраструктурой, но и с грузоотправителями и грузополучателями. В этом случае цепочки поставок приобретают дополнительные ключевые компетенции, а весь логистический комплекс управляется как единое целое.
Предприятия авиационной промышленности поставляют авиационно-техническое имущество (АТИ), включая запасные части, в эксплуатационные предприятия - авиакомпании, ремонтные заводы и другие сервисные организации отрасли. Тем самым, поддерживается ресурсная составляющая летной годности эксплуатируемой техники на протяжении всего жизненного цикла изделий (ЖЦИ).
Однако, существующие информационные системы слабо встроены в систему управления поставками, носят ярко выраженный "лоскутный характер". Состояние проблемы свидетельствует об отсутствии в России опыта организации послепродажного обеспечения эксплуатации АТ на базе международных стандартов и логистических информационных систем.
Большое количество участников авиационного рынка, отсутствие должного государственного контроля за потоками авиационно-технического имущества, оказывает негативное влияние на качество обслуживания участников цепочки и конечных потребителей, состояние безопасности полетов и уровень эксплуатационных затрат.
В поддержании летной годности воздушных судов существенная роль принадлежит запасным частям и комплектующих. Они должны полностью соответствовать всем производственно-техническим параметрам, заявленным и подтвержденным на этапе сертификации и производства воздушного судна, т.е. обладать аутентичностью. Большое количество легальных, а иногда и "серых" производителей и поставщиков, в т.ч. несертифицированных реэкспортеров, порождают массу проблем, не позволяющих в должной мере осуществлять государственный контроль за потоками запчастей и другого АТИ. Неэффективный контроль за АТИ не позволяет в конечном итоге в полной мере осуществлять контроль за безопасностью полетов и налоговыми поступлениями в бюджет.
Вот почему повышение эффективности поставок авиационных запчастей является важнейшей технологической и экономической проблемой, которая может быть успешно решена с помощью логистики.
Российские авиакомпании в условиях высокой конкуренции, необходимости постоянного снижения производственных затрат, все больший интерес проявляют к методам интегрированной логистики, влияющих на поддержание высокой надежности отправок авиарейсов по расписанию и обеспечение устойчивой рентабельности перевозок. Ведь отмена авиарейса из-за отсутствия какой-либо детали стоит очень дорого!
Авиационные запчасти, особенно блоки радиоэлектронного оборудования (авионики) имеют высокую стоимость и низкую интенсивность отказов. Поэтому наибольшие проблемы возникают на стадии планирования. Нужен не только хороший статистический учет по надежности запчастей, но и управление их жизненным циклом с использование современных логистико-ориентированных ИТ.
Приведенный анализ свидетельствует о необходимости создания многоуровневой логистической системы поставщиков АТИ. Вся цепочка поставщиков, участвующих в процессе создания авиационной техники, технического обслуживания и ремонта, должна иметь одинаковый уровень понимания задач, логистические информационные системы поддержки контроля аутентичности запчастей и рисков. Для снижения рисков и обеспечения приемлемого уровня безопасности необходимо:
- ввести интегрированный критерий безопасности цепочек поставок, который кардинально изменит отраслевую ориентацию с чисто технических оценок состояния техники на экономические в рамках межотраслевого взаимодействия;
- обеспечить обучение всех цепочек поставщиков методам интегрированной логистической поддержки АТИ;
- исключить поставщиков, не желающих соблюдать этот подход;
- контролировать на основе ЛИС, в т.ч. с участием государственных органов, все звенья логистической цепи, внедрять системы качества.
На основе формирующейся теории безопасности необходим системно-интегрированный подход, который бы удовлетворял все возрастающие требования в отношении функциональных возможностей, технических характеристик, качества, стоимости, безопасности полетов и других важнейших параметров Он предусматривает оценку и оптимизацию потенциальных опасностей и рисков, прежде всего с экономической и социальной точки зрения. Цели и принципы "абсолютной безопасности" ("нулевого" риска), которые по-прежнему господствуют в существующих системах оценок, должны быть заменены принципами "приемлемой безопасности" (принцип ALARA "As Low As Reasonably Achievable" - "настолько низко, насколько это достижимо в пределах разумного") Принципиально этот подход принят за основу в важнейшем государственном документе - "Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", утвержденном 1 апреля 1996 г. Указом Президента РФ.
Эффективным решением данной проблемы может быть создание Федеральной системы автоматизированного контроля за поставками авиационно-технических ресурсов и системы анализа за критическими точками контроля вероятного риска и безопасности.
В условиях ограниченности материальных ресурсов исключительное значение приобретает проблема оптимального распределения затрат(ресурсов) на снижение рисков от тех или иных видов опасности и их воздействия на экономические показатели предприятий, объединенных в интегрированные цепочки поставок.
В целях решения проблемы необходимо разработать комплекс нормативных документов, организационных мер и программно-аппаратных средств информационного обеспечения и государственного контроля за процессами производства, поставки, эксплуатации и утилизации авиационно-технического имущества , как гражданской, так и военной авиационной техники, обеспечить взаимодействие предприятий промышленности и транспорта с учетом уровня приемлемой безопасности.
Проблема научной разработки концепции и практической реализации проекта межотраслевой системы управления поставками авиационных ресурсов и запчастей с учетом приемлемого уровня безопасности представляется крайне актуальной, носит общеметодологическую значимость для всех отраслей экономики и национальной безопасности.
Некрасов А.Г.
Координатор программы КСЛ "Интегрированная логистика",
Консультант ООО "ИнтегПрог-Сервис",
к.э.н., доцент