Применение интегрированных логистических технологий с использованием международных стандартов
Современная логистика - уникальная область экономики и человеческой деятельности. Новые эффективные черты логистика обрела в связи с тем, что традиционные сферы ее применения сливаются воедино, образовывая интегрированную логистику. Она охватывает и объединяет в единый интегрированный процесс такие виды деятельности, как информационный обмен, транспортировку, управление запасами, складским хозяйством, грузопереработку и упаковку. В прикладном значении логистика предприятия все в большей степени рассматривается как интегрированный процесс, призванный содействовать созданию потребительной стоимости с наименьшими общими издержками.
Применение новых логистических методов позволяет снизить издержки, повысить производительность, улучшить качество продукции и услуг, в итоге - получить конкурентные преимущества на рынке. В основе успеха интегрированной логистики лежит применение информационных технологий и новых подходов к организации бизнес-процессов. В современной экономике России формируются условия по интеграции и координации деятельности промышленных, торговых, складских, транспортно-экспедиторских компаний на основе эффективного управления информационными ресурсами. К сожалению, проблема применения логистики в системе ТПП РФ еще решается крайне слабо.
Изучение опыта применения ЛИС, накопленный в Координационном Совета по логистике (КСЛ), позволяет судить об актуальности этой проблемы не только для предприятий, взаимодействующих в этом направлении с нами, но и для всех хозяйствующих субъектов рынка России. Актуальность этой проблемы многократно возрастает в связи с предполагаемым вступлением Российской Федерации во Всемирную Торговую организацию (ВТО) и масштабным развитием электронного бизнеса за рубежом.
В логистике автоматизация и информационные технологии остаются главными направлениями развития на современном этапе. Все более широкое применение находит глобальная сеть Интернет; штриховое кодирование, электронный обмен данными и радиочастотная идентификация превращаются из чисто технических средств в средства автоматической идентификации по ведению современного бизнеса. Их интегрированное применение наиболее актуально при управлении цепочками поставок, объединяющих предприятия промышленности, торговли и транспорта. Межотраслевые интегрированные цепи призваны оптимизировать в рамках крупных систем материально-технического снабжения, производства, сбыта и сервисного обслуживания операций всех участников с организацией транспортно-экспедиторского обслуживания.
Осознание необходимости интеграции различных ЛИС и информационных технологий в единую информационную среду, способную обеспечить взаимодействие предприятий в цепочках поставок, составило главную научную и практическую идею КСЛ при создании специализированного подкомитета по стандартизации в сфере интегрированной логистики.(Рис.1)
Рис. 1. "Место ПК6 в структуре ГОСТ К/ТК 355"
Технологии, построенные на базе автоматической идентификации, дают большой экономический эффект в результате увеличения скорости и достоверности получаемой информации, отказа от значительного объема бумажной документации. Из довольно широкого набора средств автоматической идентификации наиболее распространена штриховая идентификация, используемая в различных отраслях экономики.
Успешное выполнение ПК 6 поставленных задач по разработке востребованного заказчиками комплекса стандартов и иной нормативно- технической документации в закрепленной за ним области деятельности, создаст в дальнейшем необходимые условия и предпосылки для формирования в России эффективной системы добровольной сертификации логистических услуг. Подкомитет сформирован на добровольной основе из представителей заинтересованных предприятий и организаций для разработки проектов прикладных стандартов в области технологий автоматической идентификации применительно к управлению интегрированными цепочками поставок продукции, логистическими функциями и операциями, реализуемыми на транспорте, в связи, торговле, при хранении и дистрибьюции товаров в гражданском и оборонном секторах экономики. В настоящее время в состав подкомитета вошли представители ряда предприятий и организаций, включая КСЛ, ААИ ЮНИСКАН/ЕАN РОССИЯ/АМ РОССИЯ, МФАИ, ГУП "Государтсвенный центр системных исследований", ГосНИИ авиационных систем, 46 ЦНИИ Минобороны РФ, ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", Московскую ассоциацию коммерческих складов, Торгово-промышленную Палату России, ООО "ИнтегПрог-Сервис", АО "РАСКО-Ресурс" и некоторые другие. На Рис.2 представлена структура ГОСТ Р/ТК 355/ПК 6, которая все время совершенствуется, исходя из требований логистического рынка.
Рис. 2. Структура подкомитета ПК 6.
Индустрия цепочек поставок и электронных логистических услуг - комплексное направление, приспосабливающее стандарты эффективного менеджмента глобальной интегрированной логистики для размещения и сервиса продукции в различных сферах экономики, в т.ч. в выставочной деятельности. Это облегчает электронные коммерческие процессы, включающие в себя весь комплекс задач по транспортировке, складированию, грузопереработке, и информационному обмену между всеми участниками. Применение системы позволяет повышать эффективность всех участников цепочки за счет сокращения времени поставки при выполнении следующих условий:
- наличие современной инфраструктуры электронной передачи данных;
- введение понятия "электронный документ" как объект деятельности по поставке ;
- реформирование (реинжиниринг) бизнес - процессов;
- создание системы национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами и рекомендациями.
Рис.3 Схема логистического обслуживания и поставок выставочных экспонатов
Применение системы позволяет повышать эффективность всех участников цепочки за счет сокращения времени поставки.
Оперативная деятельность через функциональный цикл логистики предполагает информационную поддержку таких процессов, как принятие и обработка заказов,отгрузка,доставка грузов потребителю, координация заказов на закупку. Базовые функции ЛИС обеспечивают:
- управление заказами
- обработку заказов
- распределение
- транспортировку и грузопереработку
- снабжение
Информационное обеспечение обеспечивает взаимодействие производителей (экспортеров \ импортеров), перевозчиков и транспортно-экспедиторских компаний. В ходе транспортировки с учетом ужесточения конкурентной борьбы поставщики и перевозчики заботятся не только о снижении цен и тарифов, но и ее доступности потребителю в нужное время и нужном месте. Своевременность и сохранная доставка товаров к месту потребления с минимальными транспортными расходами осуществляется с применением базовых функций ЛИС.
Управление функциями логистичекого цикла.
Интегрированный подход позволяет рассматривать процесс поставок (управления сбытом и снабжением) как единый процесс, взаимодействующий с процессом транспортировки. Функциональный логистический цикл, поддерживаемый ЛИС, включает следующие базовые функции:
- инициализация логистического цикла
- управление единицами транспортируемого груза (ЕТГ)
- выбор схемы транспортировки
- объединение (консолидация) по пути следования груза
- расчет счетов-фактур, полученных от внешних исполнителей
- составление досье инструкций для исполнителей
- определение профилей событий для контроля процесса доставки
На Рис.4 представлена структура функциональных областей, связанных с информационным обеспечением.
Рис.4 Структура базовых функций
На основе приведенной схемы обеспечивается решение большинства функциональных и межфункциональных проблем в рамках интегрированного логистического подхода. Механизм системы создан на основе большого опыта, накопленного международными и российскими компаниями при разработке и промышленной эксплуатации интегрированных ЛИС (DDS, Франция, ОАО "Шереметьево-Карго", компания "ИнтегПрог-Сервис" и некоторые другие). С помощью эффективного управления функционального логистического цикла отслеживается выполнение базовых функций транспортной логистики.
Таким образом, добиться преимуществ перед конкурентами возможно путем снижения общих затрат, дифференциации на определенных сегментах рынка, где предусматривается повышение качества услуг. В случае, если клиент привязан к предприятию - логистическому оператору высококачественной услугой, то в этом случае дифференциация может и должна привести к "пониженному" восприятию уровня тарифов, увеличить разницу в доходах и сделать преимущество на снижении затрат излишним. Развитие информационных и коммуникационных систем оказывает самое существенное влияние на производительность транспортно-логистических процессов. Без современных ЛИС транспортная логистика не смогла бы выполнять повышенных требований, предъявляемых к ней потребителями.
В век стремительного развития и распространения логистических информационных систем и Интернета эффективные цепочки поставок и транспортировки играют едва ли не определяющую роль в успешном развитии предприятий с позиций логистики и электронной экономики. Первым шагом на пути выхода предприятий в Интернет должно быть не создание WEB-сайта, а переосмысливание существующих транспортно-логистических процессов.
Некрасов А.Г.
Координатор программы КСЛ "Интегрированная логистика",
Консультант ООО "ИнтегПрог-Сервис",
к.э.н., доцент