Пресс-центр



ДЛЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА



Информационные системы управления цепочками поставок

Для эффективного ведения бизнеса сотрудники компаний вынуждены отслеживать и обрабатывать огромные объемы информации. Естественно, чем больше компания, чем больше клиентов, партнеров, тем острее становится вопрос о необходимости применения эффективных инструментов ведения бизнеса.

К таким инструментам относятся различные информационные системы, автоматизирующие процессы учета, планирования и контроля.

Применительно к транспортным и торговым компаниям, наиболее популярными в настоящее время информационными системами, являются:

  • ERP-системы (Enterprise Resource Planning) - они обеспечивают автоматизацию планирования и контроль финансовых, человеческих и производственных ресурсов, формирование планов производства, управление запасами и закупками.
  • Компании, придерживающиеся концепции CRM (Customer Relationship Managenet), активно внедряют у себя системы управления взаимоотношениями с потребителями - CRM-системы.
    Такие системы ориентированы на поддержку эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов.
    CRM-системы предоставляют необходимый функционал не только для сбора информации о клиенте - истории взаимоотношений с компанией, его предпочтениях и интересах, но, что более важно - содержат мощный инструментарий для анализа собранной информации и поддержки принятия управленческих решений.
  • Задачи автоматизации управления складскими процессами решают системы класса WMS (Warehouse Management System).
    Учет движения товаров на складе, оптимизация складского хранения, комплектация заказов, управление запасами - все это задачи, решаемые WMS-системами.
  • Для транспортных компаний, и компаний, которые используют собственный автотранспорт для перемещения грузов, актуальным является использование систем управления транспортом - TMS системы (Transport Management System). Такие системы автоматизируют процессы планирования, оптимизации и контроля грузоперевозок, организацию консолидированных перевозок, планирование и формирование маршрутов, сбор статистики и анализ данных по транспортной логистике, мониторинг перевозки, и другие.

Как правило, функционал перечисленных систем реализован либо в виде соответствующих модулей основной EPR системы предприятия, либо в компании используются несколько специализированных систем, тесно интегрированных между собой.

Максимальный эффект от использования систем автоматизации процессов возможен только в том случае, если эти системы работают в едином информационном пространстве.

ERP - планируем производство. Этого мало!

Сейчас большинство компаний, внедривших у себя ERP-системы, сходятся во мнении, что автоматизированные системы планирования не решают всех задач предприятия. Для минимизации рисков, издержек, сохранения конкурентных преимуществ в условиях современной экономической и рыночной ситуации необхоимо планировать и управлять не только внутренними ресурсами, но находиться в тесном взаимодействии со всеми участниками производственного процесса.

Действительно, по данным аналитической компании Gartner Group, наиболее развитыми блоками ERP-системы являются Финансы, Управление персоналом, Управление производством и Планирование цепей поставок.

Блоки Управления поставщиками и выполнения цепей поставок так же присутствуют, но предоставляют минимальный функционал, необходимый для поддержания целостности данных.

Такая ситуация вполне объяснима, ведь ERP системы изначально создавались для планирования ресурсов предприятия, прежде всего финансовых и производственных. Управление поставками - непрофильная для ERP системы задача. Модули управления поставщиками и выполнения перевозок присутствуют в EPR системе, как правило для обеспечения минимальной целостности данных.

Для наглядности обратимся к рисунку, на котором схематично отражены потребности предприятия и какую часть этих потребностей покрывают информационные системы. Синим овалом обозначены потребности организации, большую их часть решает ERP-система, какие-то задачи решает система CRM, SCM и так далее. Все эти системы интегрированы между собой и потому на рисунке пересекаются.

Но и на рисунке видно, и на практике выходит так, что функционал информационных систем не охватывает все потребности предприятия.

При опредлении тех функций, которые должны быть автоматизированы, надо помнить принцип 80/20, согласно которому 20% усилий (затрат) дает 80% результата. Остальные 80% усилий - лишь 20% результата.

То есть необходимо понять тот рубеж, после которого затраты на дополнительное увеличение функционала системы не дают значимого эффекта.

При планировании корпоративной информационной системы руководство компании должно решить, какие из систем наиболее востребованы и, соответственно, должны быть наиболее развиты с функциональной точки зрения.

SCM - философия работы с партнерами

CRM - это концепция ведения бизнеса, когда во главу угла ставятся индивидуальные потребности клиента.

Международная консалтинговая компания PriceWaterhouseCoopers определяет CRM - как стратегию, нацеленную на создание долговременных и прибыльных взаимоотношений с клиентом через понимание их индивидуальных потребностей.

И, если CRM - философия работы с клиентами, SCM - философия работы с партнерами.

Концепция SCM подразумевает формирование такой сбытовой сети, при которой нужные товары будут доставлены в нужное место в нужное время с наименьшими издержками.

Достижение этой цели возможно только при эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов.

Система управления цепочками поставок представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара.

В условиях сложившейся экономической ситуации, ужесточения конкуренции и роста требований улучшения качества сервиса со стороны клиентов, чтобы сохранить конкурентные преимущества компаниям необходимо оптимизировать все процессы создания стоимости - от поставки сырья, до сервисного обслуживания конечного потребителя и утилизации продукции.

Что такое SCM-системы

В чем особенность систем управления цепочками поставок по сравнению с системами ERP?

SCM-система обеспечивает планирование ресурсов и информационное сопровождение на протяжении всего жизненного цикла продукта - от заказа на разработку до послепродажного сервиса и утилизации, тогда как ERP система обеспечивает лишь планирование ресурсов, необходимых для разработки продукта.

ERP система обеспечивает планирование и управление ресурсами при создании предопределенных видов продуктов, допуская незначительные изменения в составе продуктов.

SCM система позволяет планировать и управлять ресурсами при создании уникальных продуктов.

По данным аналитических компаний AMR Research, Forrester Research, успешное внедрение систем управления цепочками поставок дает компаниям такие преимущества как:

  • рост прибыли;
  • сокращение времени и стоимости обработки заказа;
  • сокращение времени выхода на рынок;
  • сокращение закупочных издержек, складских запасов и производственных запасов.

Система управления цепочками поставок создает единое информационное пространство для всех компаний, участвующих в производстве продукта, его транспортировке, продаже и постпродажном обслуживании. Благодаря этому повышается уровень обслуживания и появляются дополнительные возможности для клиента, такие как, например, отслеживание состояния заказа в режиме реального времени.

В качестве иллюстрации необходимости повышения уровня обслуживания обратимся к достаточно известной статистике:

  • Неудовлетворенный потребитель сообщает об этом 10 другим людям, тогда как потребитель, чью жалобу удовлетворили, сообщает об это лишь 5 другим людям;
  • На 1 зафиксированную жалобу приходится 10 недовольных потребителей, предпочитающих с жалобой не обращаться;
  • Для привлечение 1 нового потребителя требуется до 10 раз больше ресурсов, чем для удержания существующего;
  • Для сглаживания 1 негативного случая потребителю требуется 12 позитивных;
  • Большинство компаний тратят 95% времени обслуживания на устранения последствий проблем, только 5% - на поиск корней;
  • Предпринимая попытки урегулировать жалобы потребителей, компании в 50% случаев только усиливают негативное впечатление.

Подходы к внедрению системы автоматизации бизнес-процессов

Итак, руководство компании понимает необходимость и готово к внедрению информационной системы, что дальше?

А дальше есть три альтернативы: внедрение универсальной системы (такие системы как Oracle E-Business Suite, SAP), приобретение коробочного решения и заказная разработка.

Внедрение универсальной системы достаточно дорогостоящий и длительный процесс.

Компания платит не только за лицензии на рабочие места, но и еще за работу специалистов, настраивающих эту систему под особенности бизнеса компании. Причем чем сильнее отличаются бизнес-процессы от так называемых лучших практик (best practice), тем дольше и дороже получается проект.

В случае с коробочным решением, компания, в целом, получает сразу готовый продукт.

Конечно, некоторая настройка решения выполняется, но она не такая трудоемкая и дорогостоящая как в первом случае.

Этот вариант подойдет для тех компаний, которые готовы мириться с функциональными ограничениями коробочной версии и которые готовы несколько видоизменить свою работу таким образом, чтобы соответствовать требованиям программы.

Разработка индивидуального решения по стоимости и сроку внедрения находится, пожалуй, где-то между первыми двумя вариантами, но по сравнению с ними имеет важные отличия.

  1. Разработанное решение идеально соответствует бизнес-процессам компании, поскольку разрабатывается именно под нее;
  2. Заказная разработка позволяет реализовать уникальные сервисы заказчика, его ноухау;
  3. Если специалисты заказчика самостоятельно формируют требования к решению, заказная разработка позволяет съэкономить на дорогостоящем консалтинге;
  4. Возможность отразить в решении существующие бизнес-процессы, не изменяя их;
  5. Возможность оперативной адаптации системы под изменившиеся бизнес-процессовы заказчика.
  6. Использование открытого кода в решении позволяет заказчику создавать оптимальные модели взаимодействия. Например, специалисты заказчика могут сами создавать пользовательские отчеты и представления данных любой сложности за счет прямого доступа к БД, а разработчику заказывать существенные изменения бизнес-логики. А в пределе заказчик может вовсе отказаться от внешнего разработчика, поручив поддержку системы своему ИТ-подразделению.

Аналитики и эксперты сходятся во мнении, что в нынешней экономической ситуации основной тенденцией развития рынка корпоративного программного обеспечения станет импортозамещение.

А это значит, что компании, выбирающие команду внедренцев для своей корпоративной информационной системы, будут сильнее присматриваться к отечественным решениям и разработчикам - при аналогичных функциональных возможностях системы, разработка и дальнейшее сопровождение отечественных решений обойдутся значительно дешевле импортных аналогов.

Ключевая особенность нашей компании - мы разрабатываем индивидуальные решения, уникальные для каждого нашего клиента.

Такой подход позволяет максимально полно отразить в логистической информационной системе те ноухау, те уникальные бизнес-процессы, которые составляют конкурентные преимущества наших клиентов.

Платформа interLogistics - быстрая разработка заказных информационных систем

Платформа для разработки решений по управлению информационными, логистическими процессами и событиями interLogistics - это обобщение наших знаний и опыта разработки логистического программного обеспечения.

Платформа interLogistics позволяет разрабатывать информационные системы, автоматизирующие процессы транспортной, производственной и складской логистики.

Особенностью этой платформы является возможность построения систем, обеспечивающих работу в едином информационном пространстве, поддержку единой технологии обработки данных, централизованное и децентрализованное управление данными, возможность интеграции с приложениями сторонних разработчиков.

При разработке информационных систем мы используем высокопроизводительные системы управления базами данных и современные средства разработки Oracle - Oracle Database 10g/11g, Oracle Forms и другие. Созданные решения отличаются надежностью, отказоустойчивостью, масштабируемостью и возможностью быстрой модернизации для соответствия изменившимся бизнес-процессам заказчика.

На базе платформы interLogistics создано решение "Экспедитор Стандарт" - система управления транспортно-экспедиционной деятельностью. Решение "Экспедитор Стандарт" предназначено для автоматизации процессов планирования и организации грузовых перевозок.

Тихонов Алексей
ООО Интегрированные Программы, 2009 год